ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 78RS0017-01-2021-003033-63 |
Дата поступления | 25.05.2021 |
Номер протокола об АП | 1/21 |
Судья | ~Медведева Елена Викторовна |
Дата рассмотрения | 05.10.2021 |
Результат рассмотрения | Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушении Отсутствие состава административного правонарушения |
Номер здания, название обособленного подразделения | 1, Петроградский районный суд города Санкт-Петербурга |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Передача дела судье | 25.05.2021 | 14:39 | 25.05.2021 | ||||||
Подготовка дела к рассмотрению | 26.05.2021 | 17:51 | Назначено судебное заседание | 26.05.2021 | |||||
Рассмотрение дела по существу | 23.06.2021 | 12:00 | Зал № 41 | Рассмотрение отложено | Прочие основания | 26.05.2021 | |||
Продление срока рассмотрения | 23.06.2021 | 12:01 | 23.06.2021 | ||||||
Рассмотрение дела по существу | 03.08.2021 | 12:30 | Зал № 41 | Рассмотрение отложено | Прочие основания | 23.06.2021 | |||
Рассмотрение дела по существу | 02.09.2021 | 12:30 | Зал № 41 | Рассмотрение отложено | Прочие основания | 03.08.2021 | |||
Рассмотрение дела по существу | 05.10.2021 | 10:00 | Зал № 41 | Производство прекращено | Отсутствие состава административного правонарушения | 02.09.2021 | |||
Вручение копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ | 05.10.2021 | 10:30 | 26.10.2021 | ||||||
Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства | 26.10.2021 | 09:59 | 26.10.2021 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | Перечень статей | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | |||
Представитель | Дугин Сергей Георгиевич | ||||||||
Защитник | Крупский Максим Андреевич | ||||||||
ПРИВЛЕКАЕМОЕ ЛИЦО | Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие" | ст.19.34 ч.1 КоАП РФ | 7801183567 | 1037858012697 |
ЖАЛОБА № 1* | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Заявитель | Должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении | ||||||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
Дата рассмотрения жалобы | 09.11.2021 | ||||||||||||||||||||||||
Результат обжалования | Отменено с возвращением дела на новое рассмотрение | ||||||||||||||||||||||||
Результат в отношении постановления | Отменено с возвращением дела на новое рассмотрение |
Дело № 5-590/21
№
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
05 октября 2021 года Санкт-Петербург
Судья Петроградского районного суда Санкт-Петербурга Медведева Е.В.,
с участием законного представителя <ФИО>6,
защитника – адвоката по ордеру <ФИО>7,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица:
Санкт-Петербургского благотворительного фонда "Гуманитарное действие", ИНН 7801183567, ОГРН 1037858012697 от 10.02.2003, КПП 781301001, юридический адрес: г. Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., д.63, лит.А, пом.8-Н,
о совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.34 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении № от 12.05.2021 года, составленном главным специалистом-экспертом ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу <ФИО>2, Санкт-Петербургским благотворительным фондом "Гуманитарное действие" (далее – СПб БФ «Гуманитарное действие») совершено осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а именно:
16.11.2020 года в 12 час. 00 мин. при проведении внеплановой документарной проверки выявлено, что СПб БФ «Гуманитарное действие», расположенное по адресу: г. Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., д.63, лит.А, пом.8-Н, без предоставления в Минюст России заявления о включении в реестр в нарушение п.7 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" осуществлял деятельность путем публичных обращений к государственным органам, оказывающих влияние на деятельность этих органов, в том числе направленных на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов, размещал информацию на сайте Фонда http://haf-spb.org и обеспечивал к ней свободный доступ со стороны неопределенного круга лиц, осуществляя политическую деятельность в форме распространения, в том числе современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой им политике, получая денежные средства от иностранных источников, то функции иностранного агента, есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.19.34 КоАП РФ.
Законный представить <ФИО>6 в судебном заседании вину Фонда не признал, пояснив, что организация осуществляет деятельность в соответствии с целями, предусмотренными уставом, политической не является.
Защитник <ФИО>7 представил письменную позицию, указав, что в высказываниях и публикациях, на которых содержится ссылка в акте проверке и протоколе об административном правонарушении отсутствуют признаки политической деятельности, как по содержанию, так и в связи с тем, что фонд относится к организациям здравоохранения, в связи с чем на него распространяются положения абзаца одиннадцатого пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", в связи с чем, обязанность по подаче заявления в Минюст РФ о включении в реестр у Фонда отсутствовала. Выводы проверки были обжалованы в Октябрьский районный суд г. Санкт-Петербурга, который иск Фонда оставил без удовлетворения. Решение обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд, поскольку доводы Фонда оценены не полно. В настоящее время жалоба не рассмотрена. Указанным решением Октябрьского районного суда г. Санкт-Петербурга не оценено, что фонд действовал добросовестно, не осуществляя каких-либо действий за пределами своих уставных целей, среди которых деятельность в области здравоохранения, в связи с чем выводы проверки о проверки о политической деятельности не обоснованы. Отсутствует вина организации в совершении административного правонарушения.
Допрошенная в качестве свидетеля главный специалист-эксперт Минюста России по Санкт-Петербургу <ФИО>2 в судебном заседании пояснила, что СПб БФ «Гуманитарное действие» в указанных в протоколе и акте публикациях вышел за пределы своей деятельности, осуществив публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лица, в том числе сфере законодательства, осуществив, тем самым политическую деятельность.
Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
По смыслу приведенной нормы, объективная сторона данного административного правонарушения выражается в форме бездействия - неподаче заявления в уполномоченный орган о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в редакции на момент правонарушения), под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в данном Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.
Таким образом, для признания некоммерческой организации некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, необходимо наличие финансирования из иностранных источников и участие в политической деятельности на территории Российской Федерации, то есть участие в организации и проведении, а также финансировании политических акций в различных формах, направленных на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленных на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
В силу п. 7 ст. 32 Федерального закона N 7-ФЗ организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 указанного Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
В случае выявления некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, уполномоченный орган включает такую некоммерческую организацию в указанный реестр.
Порядок введения реестра и бланка заявления утверждены Приказом Минюста России от 30 ноября 2012 года N 223 "О порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента".
Пунктом 12 данного Порядка установлено, что заявление о включении некоммерческой организации в реестр представляется в Министерство или его территориальный орган непосредственно либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно п. 10 ст. 13.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", сведения, содержащиеся в представляемых для государственной регистрации документах некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, составляют реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, ведение которого осуществляется уполномоченным органом. Порядок ведения указанного реестра устанавливается уполномоченным органом. Сведения, составляющие указанный реестр, размещаются на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В подтверждение вины СПб БФ «Гуманитарное действие» в совершении указанных нарушений представлены:
- протокол об административном правонарушении № от 12.05.2021 года, в котором изложены обстоятельства совершения административного правонарушения;
- требование прокуратуры Санкт-Петербурга от 18.10.2020 года в адрес руководителя ГУ Минюста РФ по Санкт-Петербургу о проведении внеплановой проверки в отношении СПб БФ «Гуманитарное действие», в связи с тем, что прокуратурой по результатам мониторинга открытых источников выявлены признаки, указывающие на возможное нарушение организацией законодательства о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента;
- распоряжение № от 14.10.2020 года руководителя ГУ Минюста РФ по Санкт-Петербургу о проведении внеплановой документарной проверки СПб БФ «Гуманитарное действие»;
- акт проверки № от 16.11.2020 года, составленным в 12 час. 00 мин., в соответствии с которым в период с 19.10.2020 по 16.11.2020 года проведена неплановая документарная проверка СПб БФ «Гуманитарное действие» и установлено, что в период с 03.12.2018 г. по 16.10.2020 года Организация получала денежные средства из иностранных источников согласно данным из отчётов по форме №№ за 2018, 2019 годы, а также информации из Росфинмониторинга по СЗФО о поступлении денежных средств от ELTON JOHN AIDS FOUNDATION в феврале, июне 2020 года – 21000000 рублей, от THE GLOBAL FUND CHEMIN DU POMMIER в январе, июле 2020 года – 58500000 рублей, от INTERNATIONAL TREATMENT PREPAREDN в июне 2020 года – 4800000 рублей, от STONEX FINANCIAL LTD в сентябре 2020 года – 1700000 рублей, от INTL FCSTONE LTD с января по июль 2020 года – 2700000 рублей.; при этом на сайте Фонда http://haf-spb.org опубликованы для свободного доступа статьи политической направленности: от 20.11.2018 «Отравленная Россия: в стране закончился препарат от передозировки», от 31.08.2018 года «31 августа – День осведомленности о передозировках», 13.09.2018 года «Обращение в Министерство Юстиции Российской Федерации» об оценке проекта изменений в Федеральный закон от 30.05.1995 г. №38-ФЗ «О предупреждении распространения в российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией)», которые содержат публичные обращения к государственным органам, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов и иных нормативных правовых актов; кроме того, 13.07.2020 года размещена видеозапись телевизионного эфира ОТР «10 лет тюрьмы за пропаганду наркотиков в Интернете» с участием заместителя генерального директора Фонда <ФИО>8, который выражает мнение по указанному вопросу, на сайте телеканала «Дождь» 16.01.2020 года опубликована статья «Ещё один шаг в сторону принудительного лечения наркозависимых. Рассказываем о новом законопроекте», в котором экспертами, в том числе <ФИО>9 дается оценка проекту поправок в закон «Об охране здоровья граждан», на сайте «Новая газета» 18.02.020 года опубликована статья «Инфекция нас значительно опережает» о том, что государство может, в том числе, по мнению <ФИО>9, сделать для борьбы с эпидемией ВМЧ-инфекции; кроме того Организация имеет свои страницы в социальных сетях и видеохрстинг в сети «Интеренет», где 28.07.2020 года размещена информация о борьбе с гепатитом и возможности прямо сейчас подписать петицию в адрес Президента РФ с просьбой дать указание создать Национальную стратегию по борьбе с вирусным гепатитом»;
- скриншоты публикаций из Интернет-ресурсов, описание которых содержится в акте;
- копия Устава СПб БФ «Гуманитарное действие»;
- копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации СПб БФ «Гуманитарное действие», выданного 15.11.2018 года, согласно которому решение о создании некоммерческой организации принято 29.06.2001 года;
- выписка из ЕГРЮЛ на СПб БФ «Гуманитарное действие».
Из указанных сведений и документов следует, что деятельность СПб БФ «Гуманитарное действие» соответствует целям, предусмотренным её учредительными документами, что также отражено в акте проверки № от 16.11.2020 года.
При этом в данном акте и протоколе об административном правонарушении не исследовано и не оценено наличие у организации целей деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, для реализации которых получены соответствующие документы: лицензия №№ от 19.03.2019 года на осуществление медицинской деятельности, выданная Комитетом здравоохранения Санкт-Петербурга, №ЛО-78-01-011366 от 16.12.2020 года на осуществление медицинской деятельности, выданная Комитетом здравоохранения Санкт-Петербурга, лицензия №№ от 29.01.2020 года на осуществление фармацевтической деятельности, выданная Комитетом здравоохранения Санкт-Петербурга, санитарно-эпидемиологические заключения от 23.12.2019 и 16.11.2020 года о том, что здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, имущество организации, используемое для разрешенной лицензиями медицинской деятельности, соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
Согласно разъяснениям, данным в п.3.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда "Костромской центр поддержки общественных инициатив", граждан <ФИО>3, <ФИО>4 и <ФИО>5" по смыслу положений пункта 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", обязательный признак некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, - участие в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации; такой деятельностью - независимо от целей и задач, указанных в учредительных документах некоммерческой организации, - является, по буквальному смыслу этих законоположений, участие (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Следовательно, их отсутствие исключает отнесение некоммерческой организации к выполняющим функции иностранного агента, даже если организуемые (проводимые) с ее участием акции объективно были сопряжены с критикой решений государственных органов либо вызвали в общественном мнении негативные оценки проводимой ими государственной политики. Кроме того, такие цели должны быть присущи деятельности непосредственно некоммерческой организации, но не отдельных ее членов, а потому их участие в политических акциях в личном качестве по собственной инициативе, тем более вопреки решениям данной некоммерческой организации (ее руководящих органов или должностных лиц), также исключает применение к ней пункта 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
При этом следует учитывать, что деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества не относятся - в силу абзаца третьего пункта 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" - к политической деятельности, занятие которой является одним из условий признания некоммерческой организации выполняющей функции иностранного агента. Соответственно, какими бы ни были источники денежных и иных материальных средств некоммерческих организаций, если цели их деятельности не выходят за рамки указанных областей, они не могут считаться выполняющими функции иностранного агента.
Согласно п.3.2 указанного Постановления Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 N 10-П само по себе получение некоммерческой организацией финансирования от иностранных источников и наличие у нее потенциальной возможности заниматься политической деятельностью на территории Российской Федерации не являются основанием для признания ее выполняющей функции иностранного агента. Обязанность официально принять на себя соответствующий статус посредством направления в уполномоченный орган заявления о своем включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, возникает у некоммерческой организации только тогда, когда она действительно намерена после получения денежных средств или иного имущества от иностранных источников принимать участие в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. При этом в силу презумпции законности и добросовестности деятельности некоммерческих организаций данная обязанность должна реализовываться в уведомительном порядке - исходя из самостоятельной оценки некоммерческой организацией собственных намерений - до начала осуществления политической деятельности.
Иная трактовка абзаца второго пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", предполагающая, что обязанность подачи заявления о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, распространяется на все некоммерческие организации, имеющие возможность осуществлять политическую деятельность на территории Российской Федерации, означала бы, что любая такая организация, получившая денежные средства или иное имущество от иностранных источников, автоматически подпадает под понятие некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, поскольку ни одна из некоммерческих организаций не лишена возможности заниматься политической деятельностью. Однако такая трактовка не согласуется с логикой рассматриваемого законодательного регулирования, которое имеет своим предназначением выделение некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не только по признаку их иностранного финансирования, но и в качестве специального субъекта политической деятельности, целенаправленно участвующего в политических акциях, рассчитанных на оказание воздействия на принимаемые государственными органами решения и проводимую ими государственную политику, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
В случае если органы юстиции или прокуратуры полагают, что та или иная некоммерческая организация необоснованно уклоняется от подачи заявления о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, они вправе вынести ей в целях устранения допущенных, по их мнению, нарушений требований абзаца второго пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" письменное предупреждение (подпункт 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях") или прокурорское предостережение (статья 25.1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"), имея при этом в виду, что обязанность представления доказательств, свидетельствующих о намерении некоммерческой организации участвовать в политической деятельности или о реальном участии в таковой, лежит на них как компетентных представителях государственной власти.
Указанные в протоколе об административном правонарушении и акте проверки сведения не отражают каких-либо данных, свидетельствующих о намерении СПб БФ «Гуманитарное действие» участвовать в акциях, рассчитанных на оказание воздействия на принимаемые государственными органами решения и проводимую ими государственную политику, а также в формировании общественного мнения не в целях уставной деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, в том числи в части способа лечения, применимых фармакологических средств, а также пропаганды здорового образа жизни.
Таким образом, факты ведения СПб БФ «Гуманитарное действие» политической деятельности по смыслу ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ и данных Конституционным судом разъяснений материалами дела не установлены.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, в материалах дела отсутствуют достаточные и допустимые доказательства, подтверждающие вину СПб БФ «Гуманитарное действие» в совершении правонарушения при указанных в протоколе об административном правонарушении обстоятельствах, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Санкт-Петербургского благотворительного фонда "Гуманитарное действие" по ч.1 ст.19.34 КоАП РФ – прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.В. Медведева
